Олимпиаду «Цветок папоротника» проводит Балтасинский районный отдел образования совместно с газетами «Хезмэт» и «Азьлане» для одаренных учащихся школ
Беренче бит Нигезләмә Биремнәр Нәтиҗәләр Сезнећ тәкъдим
1-страница Положение Задания Архив Почта
Оештыручылар Фотоальбом Татар дљньясы Балтач тљбәге Котлаулар


Положение олимпиады "Цветок папоротника" для одаренных учащихся школ района

Введение

       В настоящее время для учащихся проводятся различные олимпиады: школьные, районные, республиканские и другие. Есть олимпиады, которые проводят газеты и журналы. Мы тоже организовали свою олимпиаду, но особую, не повторяя других.
       Наша олимпиада очно-заочная, для одаренных детей. Мы дали ей название “Абага чђчђге”. У неё есть и эмблема, и свои атрибуты, условия и свои правила. В этом 2002-2003 учебном году мы начали её третий сезон. Олимпиада районная. В ней имеют право участвовать все желающие из всех школ района.
      В нашей олимпиаде через Интернет могут участвовать одаренные дети из других районов. Их высланные работы будут проверяться. Фото участников будут выставляться в фотоальбом. Работы будут оценены и анализ работ будут выставлен в Интернет. Но пока таких участников мы не имеем возможности приглашать на очный тур, который проводится в мае месяце.

Цель проведения олимпиады

      — Вести систематическую, комбинированную работу с одаренными, сильными, трудолюбивыми, настойчивыми учащимися со всех школ района, интересующихся предметами естественного цикла.
      — Развивать их самостоятельность, мыслительную деятельность, привлекая научные открытия, жизненные вопросы физики, науки, техники и предметов естественного цикла.
      — Научить учащихся собирать, обрабатывать, анализировать, сравнивать информацию, найденную из разных источников.
      — Подготовить учащихся к поступлению в ВУЗы, научить их самостоятельно подготавливать рефераты, научные работы, доклады и др.
      — Подготовить учащихся к успешному участию в районных и республиканских предметных олимпиадах.

Время проведения олимпиады

      Олимпиада проводится в четыре тура: I тур — осенний, проводится заочно в ноябре-декабре. II тур — зимний, проводится заочно в январе-феврале, III тур весенний, проводится тоже заочно в марте-апреле. IV тур заключительный, проводится очно в мае. Тогда все участники олимпиады собираются в районном центре.

Участники олимпиады

      В олимпиаде участвуют все желающие из всех школ района. Это одаренные учащиеся из VIII, IX, X и XI классов. Возможность участия из отдаленных, небольших и периферийных сельских школ дает возможность поднять всех интеллектуально-возможных учащихся. В первый год число участников составил 40 учащихся из 12 школ, во втором учебном году число участников составил 57 из 18 школ района. Всего средних школ в районе 22. В 2002-2003 учебном году участников было 131. В дальнейшем число участников не уменьшилось. Но дело не в количестве. Самое главное качество. На участие в четвертый тур мы приглашаем из каждого класса порядка 10-15 учащихся, набравших высокие баллы.

Связь с участниками олимпиады

      Задания олимпиад подготавливаются на дискете, печатаются на бумаге и высылаются по всем школам. В каждой школе, в коридоре или в кабинете физики имеется специальный стенд, куда систематически выставляются материалы олимпиады. Кроме того задания и другие материалы олимпиады каждого тура в кратком виде печатаются в районной газете “Хезмђт”. Газетный вариант материалов каждого тура не превышает полторы-две страницы формата А4. Полный вариант материалов, высылаемые в школы, составляет 7-8 страниц формата А4. Оформленные работы учащихся в конверте отправляются в отдел образования района или в редакцию районной газеты “Хезмђт” по одному из адресов:
       422030, Балтаси, ул. Ленина 91, редакция газеты «Хезмэт» или Балтаси РОО или
       422242 Балтасинский район д.Тюнтерь, Зарипову Рафхату Ш.
      Электронные работы нужно отправить по адресу:
       abaga2004@yandex.ru или abaga@pochta.ru

Составление заданий и оформление материалов олимпиады

      Задания олимпиады составляются одним лицом — автором программы — организатором олимпиады. Работы учащихся проверяются тоже этим же лицом. После проверки все работы и оценки работ просматриваются экспертной комиссией, которая состоит из 5 членов. В состав комиссии входят инспектор РОО, руководитель РМО учителей физики, ведущие и авторитетные учителя физики района.

Метод оценки работ учащихся

      Обычно каждый тур состоит из трех заданий с комментариями. Каждое задание включает в себя несколько (иногда до десяти вопросов по одной теме) вопросов. Вопросы составлены по принципу от легкого к трудному. Если начальные вопросы требуют знания по школьному курсу, то последние далеко выходят из программы школьных курсов. Обычно полный ответ комплекта одного задания оценивается 20 баллами. Весь комплект из трех заданий — 60 баллов. Проверка всех работ одним лицом помогает правильно оценить ответ каждого участника реально. Самостоятельное оригинальное рациональное суждение учащихся оценивается с преимуществом.
      Все работы учащихся проверяются организатором олимпиады Зариповым Р.Ш. В спорных случаях результаты проверки просматриваются экспертной комиссией. Состав экспертной комиссии:
      Гатауллина Г.Ф. — методист РОО, председатель.
      Зарипов Р.Ш. — организатор олимпиады.
      Шакиров Ф.Ф. — методист РОО.
      Гафаров М.А. — учитель Балтасинской средней школы.
      Нигметзянов А.Э. — учитель Балтасинской школы-гимназии.

Оформление работ учащимися

      Для оформления работ учащиеся имеют возможность пользоваться услугами учителей, родителей, специалистов, студентов, соседов, друзей и других. В конце работы этот список обязательно должен прилагаться, с указанием кто помог выполнить какие задания. Кроме того, учащиеся для оформления работ используют много дополнительной литературы: энциклопедии, справочники, научно-популярную литературу, газеты и журналы, а также электронный вид источников информации, интернет и др. Весь спектр использованного материала и литературы указывается в конце работы. В работы включаются схемы, рисунки, диаграммы, фотографии, ксерокопии и др. Обычно объем работы учащихся составляет от 2-3 страниц до 30 страниц формата А4. Некоторые учащиеся работы оформляют в печатном виде, на компьютере. Но такое выполнение считается необязательным.

Содержание вопросов заданий заочных туров

      Обычно задания рассчитаны на одаренные, сильные и настойчивые и трудолюбивые учащиеся. Всегда оговариваем, что “Отвечать на все вопросы необязательно. Ответьте столько, сколько можете!” Так как в школах района обучение ведется на татарском и на русском языках, все задания и все материалы олимпиады оформляются на двух языках.
      Задания в основном составляются по физике, информатике, астрономии. Есть много вопросов межпредметно связанных вопросов: физика+химия, физика+биология, физика+география, физика+астрономия, физика+информатика, физика+история, физика+военное дело, физика+медицина и т.д. Есть вопросы научные, практические, лабораторные, технические, вычислительные и др. Многие вопросы связаны с жизнью, с производством, с сельским хозяйством, с учебной деятельностью и др. Используются вопросы связанные с местными компонентами. В задания включены ряд вопросов по современным технологиям и вопросы об устройстве, принципах работы современных бытовых приборов и оборудований (ксерокс, ризограф, принтеры, видеокамеры, современные фотоаппараты и т.д.)
      Многие вопросы рассматриваются в сравнении, в анализе явлений, в рассуждении, в сборе исторических материалов, технических данных и т.д. Учащиеся собирают, обрабатывают, анализируют материалы и оформляют свои работы в виде рефератов. Конечно, не все участники достигают такой поставленной цели. Но находятся такие, которые собирают достаточно ценные материалы.
      Каждый год вопросы обновляются. Задания прошлых лет не применяются. Задания олимпиады и некоторые другие материалы прилагаются в конце программы.

Организация очного тура

      Очный тур проводится в мае. К этому туру победители заочных туров подготавливают научные доклады по темам заочных туров. В очном туре вначале проводится тестирование за 20 минут с 20 вопросами. Далее, в течение 1 часа решение вычислительных и качественных задач. Далее выставка работ учащихся и научно-практическая конференция с докладами учащихся. В прошлом учебном году организовали выставку технического творчества учащихся. Очный тур включает в себя и культурную программу, учащиеся не только работают, но и отдыхают, знакомятся друг с другом.

Поощрение победителей олимпиады

      В четвертом туре олимпиады подводится итог работы олимпиады за год. Определяются и награждаются победители, занявшие I, II и III места. Далее выдаются поощрительные призы, потом награждаются самые молодые участники олимпиады. Призы выделяются спонсорами и районной администрацией.
      Из каждого класса поощряются по три учащихся. Первый приз в пределах 250-300 рублей. Второй приз по 150-200 руб. Третий приз по 100 рублей. Остальные участники четвертого тура получают пощрителные призы.
      Кроме того редакция газеты «Хезм?т» определяет абсолютных победителей. Независимо от класса набравший наибольшее количество баллов награждается денежной премией в сумме 300 рублей. Далее двое участников получают сумму по 200 рублей и трое по 100 рублей


Судьба участников олимпиады

      Все активные участники олимпиады поступают в ВУЗы и успешно продолжают в приобретении высшего уровня знаний. Участие в работе олимпиады помогает им самостоятельно работать и разбираться дополнительной учебной литературой, вести активную студенческую жизнь.

Трудности в организации олимпиады

      Самая большая трудность в нахождении нужного материала особенно в сельских школах. В библиотеках сельских школ очень мало научно-технической литературы научно-технических журналов. Учащиеся вынуждены искать материал из личных библиотек учителей, специалистов, через студентов и через библиотекарей сельских библиотек, из фондов районной библиотеки. На татарском языке материалов почти отсутствуют. Большинство участников олимпиады в своих школах обучаются на татарском языке. Они вынуждены найденный материал переводить с русского на татарский язык. Иногда учащиеся татарских классов вынуждены работу выполнять на русском и татарском смешанном языке. За это мы оценки не снижаем.
      Кроме того, ученики, особенно сильные-одаренные очень загружены школьными занятиями и внешкольными работами. Из-за этого у учащихся мало остается времени заняться любимым занятием — поиском ответов по интересующимся заданиям олимпиады.

Оценка деятельности олимпиады

       Вначале деятельность олимпиады одобрили учителя физики района в августе 2000 года. Далее эту работу одобрили и помогали в работе руководители РОО и администрации района. Очень большую помощь в рекламе деятельности оказали редактор и сотрудники районной газеты “Хезмђт”. Газета систематически печатала и продолжает печатать материалы олимпиады. Тираж газеты составляет более 5000 экземпляров.
      В августе 2001 года с материалами олимпиады ознакомилась методист кафедры методики преподавания физики ИПКРО Галиева Р.М. и высоко оценила деятельность олимпиады. Она рекомендовала часть материалов олимпиады опубликовать в республиканском журнале “Мђгариф”. И в №11-12 2001 года журнала опубликованы некоторые материалы первого года работы.
      Министерство образования и науки РТ в 2003 году выдало лицензию №24 на проведение олимпиады для одаренных учащихся района, как победителя республиканского конкурса авторских программ.

Об авторе

       Зарипов Рафхат Шакурович, родился в дер Тюнтер Балтасинского района. В 1956 году окончил Тюнтерскую семилетнюю, в 1959 году Ципьинскую среднюю школу. В 1964 году окнчил физико-математический факультет КГПИ. Получил специальность учитель физики, электротехники-радиотехники.
      Трудовую деятельность начал в родном колхозе в 1953 году. С 1962 года работал руководителем радиокружка при Доме пионеров в Казани, с 1963 года начал преподавать физику в Ципьинской средней школе.
      С 1967 года по настоящее время работает в родной Тюнтерской средней школе. Выполнял обязанности директора (7 лет), завуча (17лет), рядовым учителем физики и информатики. С 2000 года ведет олимпиаду «Цветок папоротника» для одаренных учащихся района.
      Награды: учитель высшей категории физики и информатики, отличник просвещения РСФСР, медаль «Ветеран труда», знак министерства образования РТ «За заслуги в образовании», лауреат третьего республиканского конкурса авторских программ. В последние годы как участник республиканских конкурсов награжден дипломами и грамотами Министерства образования и науки, Министерства молодежи и спорта, Главного архивного управления РТ.

Беренче бит Нигезләмә Биремнәр Нәтиҗәләр Сезнећ тәкъдим
1-страница Положение Задания Архив Почта
Оештыручылар Фотоальбом Татар дљньясы Балтач тљбәге Котлаулар


       «Абага чәчәге» олимпиадасын оештыручы һәм сайт авторы:
(C) Балтач районы Түнтәр урта мәктәбе укытучысы Рәфхәт Зарипов. Октябрь 2005 ел.
Hosted by uCoz