Что показывает наш счетчик:
Сайт олимпиады «Абага чәчәге» ("Цветок Папоротника") начал действовать в октябре 2005 года. Его первая страница выставлена в Интернет 13 октября 2005 года.В дальнейшем начали изготовляться другие страницы. К маю 2006 года сайт состоит из 50 страниц.В них содержится более 360 файлов.Общий объем сайта более 3 Мб.
Статистика обращений (постранично) составило следующее:
2005 г. в октябре - 39,
в ноябре - 292(331),
в декабре - 454(785),
2006 г. в январе – 686(1471).
в феврале - 522(1993).
в марте - 664(2657).
в апреле - 1219(3876).
в мае - 2825(4482).
Автор сайта и организатор олимпиады: Рафхат Зарипов.
1а рәсем
1б рәсем
2а рәсем
2б рәсем
2в рәсем
|
«Папоротники предлагают интересные опыты по физике
(25 мая 2006 года)
На четвертом туре «папоротники» показали очень интересные опыты. Этими опытами и Вы имеете возможность познакомиться. Эти работы выставлены (их всего 43) на странице «Работы учащихся». Некоторые опыты вы сами можете проверить. Для выполнения многих опытов не нужны физические приборы, достаточно иметь имеющие дома простые вещи или материалы. Желаем успехов!
Успешно проведен финальный тур
(7 мая 2006 года)
28 мая 2006 года в актовом зале Балтасинской школы гимназии прошел финальный тур олимпиады "Цветок Папоротника". Участвовали всего 44 учащихся. Учащиеся поставили на сцене занимательные опыты по физике. За опыты выставлены баллы комиссией. В состав комиссии вошли 5 учителей физики и информатики из нейтральных школ.
За поставленные опыты учащиеся получили следующие баллы:
6-8 класс: Миляуша Хайруллина (Бурбаш) – 22, Олег Николаев (Средний Кушкет) – 19, Рустем Хайруллин (Бурбаш) – 17, Лейсан Хайруллина (Бурбаш) – 17, Алсиня Муллагалиева Пижмара) – 17, Индира Гимадиева (Салавыч) – 16, Раиля Нуриева (Пижмара) – 16, Раушания Сайфуллина (Салаусь) – 16, Лилия Шайхутдинова (Бурбаш) – 15.
9 класс: Миляуша Мифтахова (Бурбаш) -36, Юрий Чеботарев (Кугунур) – 32, Фидиля Накипова (Салаусь) – 30, Гузель Валиуллина (Пижмара) – 27, Алмаз Сабирзянов (Бурбаш) – 26, Рамил Галимзянов (Кня) – 24, Фанзил Шарафутдинов (Кугунур) – 24.
10 класс: Марат Нурмиев (Бурбаш) – 36 , Фанис Галимуллин (Бурбаш) – 30, Фанил Фазылзянов (Смаиль) – 29, Алися Курбангалиева (Бурбаш) – 24.
11 класс: Финзия Закирова (Бурбаш) – 30, Айзат Ибрагимов (Тюнтер) – 30, Гульзина Габдрахманова (Салаусь) – 27, Гулина Аминова (Салаусь) – 23.
Прошедшие первый этап соревнований и набравшие максимальное количество баллов начиная с первого тура прошли во второй этап (из каждого класса по 4 учащихся). Им были предложены билеты с вопросами по информатике. Во втром этапе соревнований следующие учащиеся набрали больше всех баллов:
8 класс: Миляуша Хайруллина (Бурбаш) – 22, Лилия Шайхутдинова (Бурбаш) – 8.
9 класс: Юрий Чеботарев (Кугунур) – 40, Фанзил Шарафутдинов (Кугунур) – 40, Миляуша Мифтахова (Бурбаш) -34, Рамил Галимзянов (Кня) – 20.
10 класс: Марат Нурмиев (Бурбаш) – 20, Фанис Галимуллин (Бурбаш) – 17, Фанил Фазылзянов (Смаиль) – 16.
11 класс: Финзия Закирова (Бурбаш) – 9.
Наконец, объявлены окончательные итоги этого учебного года. Со всеми результатами вы сможете познакомиться на стрнице данного сайта "Итоги". Победителями из каждого класса стали следующие учащиеся:
8 класс: Рустем Хайруллин (Бурбаш) – 192 баллов - 1 место
Лилия Шайхутдинова (Бурбаш) – 176 баллов – 2 место
Миляуша Хайруллина (Бурбаш) – 170 баллов – 3 место
Дилюс Низамиев (Кня) – 168 баллов – 4 место. Дилюс в день проведения 4 тура заболел,лежал в больнице и не смог участвовать в заключительном туре. По результатам предыдущих туров он занял первое место в своем классе. Но дальнейшем болезнь не дала ему отстоять первое место.Ничего не поделашь. Правила такие. Участие в финальном турнире считалось обязательным.
9 класс: Юрий Чеботарев (Кугунур) – 221 баллов – 1 место
Миляуша Мифтахова (Бурбаш) -205 баллов – 2 место
Рамил Галимзянов (Кня) – 204 баллов – 3 место
Фанзил Шарафуетдинов (Кугунур) – 193 баллов – 4 место.
10 класс: Марат Нурмиев (Бурбаш) – 209 баллов – 1 место
Фанил Фазылзянов (Смаиль) – 196 баллов – 2 место
Фанис Галимуллин (Бурбаш) – 194 баллов – 3 место
11 класс: Финзия Закирова (Бурбаш) – 197 баллов – 1 место
Айзат Ибрагимов (Тюнтер) – 154 баллов – 2 место
Гульзиня Габдрахманова (Салаусь) – 108 баллов – 3 место
От имени районного отдела образования представитель РОО Гульсиня Фазлиевна Гатауллина вручила победителям призы и Дипломы: за первое место приз по 250 руб, за второе местов приз по 200 руб, за третье место приз по 150 руб, за четвертое 100 руб. Остальные участники получили пощрительные призы.
Далее редакция газеты “Хезмђт” определила абсолютных победителей:
Первым абсолютным победитем стал ученик 9 класса Кугунурской средней школы Юрий Чеботарев. Он удостоен денежного приза редакции в сумме 300 руб.
Вторыми абсолютными победителями стали: ученик 10 класса Бурбашской средней школы Марат Нурмиев и ученица 9 класса той же школы Миляуша Мифтахова. Каждый из них удостоены призами в сумме по 200 руб.
Занявшие третьи места получили денежные призы редакции по 100 руб: ученик 9 класса Книнской школы Рамил Галимзянов, ученик 10 класса Смаилской школы Фанил Фазылзянов и ученик 10 класса Бурбашской школы Фанис Галимуллин.
Таким образов в 2005-2006 учебном году в олимпиаде "Цветок Папоротника" участвовали всего 86 учащихся. Из них 46 вышли в финал. Количество вышедших в финал по школам составляли: Бурбаш – 18, Салаусь – 8, Пижмара – 5, Средний Кушкет – 4, Нуринер – 3, Кугунур, Тюнтер, Кня – по 2, Смаиль, Шишинер по 1 учащихся. Активно работали в олимпиаде, но не смогли выйти в финал учащиеся из следующих школ: Алан, Карадуван, Чутай.
Благодарим всех участников олимпиады "Цветок Папоротника", а также родителей, учителей физиков-информатиков, руководителей школ (за организацию деятельности олимпиады), редактора районной газеты Нуруллу Галиева,сотрудников редакции (за своевременное освещение работы в прессе), Гатауллину Г.Ф., методиста РОО (как куратора олимпиады), студента КГТУ(КХТИ) Раниля Шарифзянова (за содействие в организации Интернет-форума), руководилей Балтасинской школы гимназии (за содействие организации 4 тура олимпиады).
Готовьтесь к финальным соревнованиям
(7 апреля 2006 года)
Вот и приближаемся к финальным соревнованиям Папоротника. Районный отдел образования планирует их проводить 28 апреля В Балтасинской гимназии. Итоги работ по физике уже готовы и можете с ними познакомиться в странице «Итоги». Итоги форума будут проверяться с 11 апреля. К 15 апреля ожидаются общие итоги трех туров. Там же будет выставлен список, проходивших в четвертый тур.
У кого имеются шансы пройти в финал, уже сегодня предлагаем подготовиться к нему. Финальные соревнования будут проводиться в два этапа. На первом этапе каждый, кто прошел на финал, будет показать опыт по физике, подготовленный самим заранее. Опыт должен соответствовать программе физики по своему классу.
Победители первого этапа (из каждого класса 3-4 учащихся) будут соревноваться по информатике.
Более подробно указаниями и предложениями вы можете познакомиться в странице «Задания».
Папоротник зацвел всю зиму
(23 марта 2006 года)
Юные физики и информатики всю зиму старались чтобы папоротник зацвел постоянно. Теперь кратко анализируем итоги работ второго тура.
Задания для учащихся 8 классов выполнили даже некоторые шестиклассники (их было трое) и семиклассники (два ученика). Учащиеся описали и разъяснили множество опытов на основе законов физики. Многие из них не только переписывали опыты из книг, но сами выполнили их. Нас особенно радует то, что шестиклассники, хотя еще не изучают физику, очень интересуются данным предметом. Нижеперечисленные ученики по опытам набрали максимальный 25 балловов: из Пыжмар Рамзия Альтапова, Миляуша Низамутдинова (6 класс), из Бурбаша Рустем Хайруллин (7 класс). Из 8 классников первенство заняли из Среднего Кушкета Татьяна Анисимова, Леонид Максимов, Олег Николаев; из Бурбаша Айгиз Миннемуллин, Ландыш Курбанова, Лилия Шайхутдинова; из Кни Дилюс Низамиев. Эти же учащиеся на компьютере создали прекрасные картинки по темам: “Наша школа”, “Наш дом”, “Наше село”. Таким образом 10 учащихся за эти задания накопили по 50 балловов. Из них чуть-чуть отстали и набрали по 48 балловов: из Бурбаша Риназ Миннемуллин, Лейсан Хайруллина, Файрузя Шайхутдинова, из Пыжмар Алсиня Муллагалиева.
Среди девятиклассников, набрав 50 балловов, на первое место вышел Рамил Галимќанов из Кни. Далее Алмаз Сабирќанов (Бурбаш) набрал 49 балловов, Юрий Чеботарев и Фанзил Шарафутдинов (Кугунур) набрали по 45 балловов. Получены множество рисунков, отображающих природные явления и разъяснение к ним на основе законов физики. Одновременно девятиклассники на компьютере выполнили множество чертежей (фронтального вида и сверху) различных деталей. Бурбашские папоротники чертежи выполнили на Паскале. А участники из других школ при выполнении чертежей воспользовались программой “Живая геометрия”. Несколько участников для этого воспользовались редактором “Paint”.
Десятиклассникам было задано накопить информацию про микроволновую печь. О таких печах школьники много искали и нашли достаточно много интересного. Некоторые наши старшие люди заблуждаются, думая, что мол микроволновка это современная техника и мол используется в основном для изготовления и нагревания пищи. История микроволновок большая. Они в народном хозяйстве используются уже более 50 лет. Микроволновые печи много лет используются и в нашей стране для сушки овощей и фруктов в большом количестве, для сушки высококачественной древесины, для окраски наружных поверхностей автомобилей и другой техники. Также для заливки трещин на асфальтовых дорогах, в медицине для лечения обогреванием, в военном деле и во многом другом. Учащиеся изучали устройство, принцип работы высокочастотной энергией и правила безопасности таких печей.
Десятиклассникам еще было задано вычертить на компьютере аксонометрию деталей на основе чертежных правил. Многие данное задание выполнили добросовестно. Наибольшее количество балловов (58) набрал из Смаиля Фанил Фазульянов. Он используя пакет “Живая геометрия” сделал аксонометрию 12 разных деталей. Дал полный ответ и на вопрос по физике. Из Бурбаша Марат Нурмиев набрал 56 балловов, Фанис Галимуллин 53 баллова. Школьники из Салауся Гульчачак Фазлиева, Альмира Сабирзянова, из Тюнтери Фаил Хакимов, из Бурбаша Алися Курбангалиева накопили по 50 балловов.
Одиннадцатиклассники решили задачи по физике и подготовили компьютерную презентацию по теме “Физические открытия”. Первое место заняла Финзия Закирова (Бурбаш, 55 балловов), второе место занял Айзат Ибрагимов (Тюнтерь, 50 балловов).
Во втором туре всего участвовали 52 учащихся. В настоящее время они выполняют задания третьего тура.
Форум в Интернете продолжаетсся
(18 марта 2006 года)
Начали поступать ответы к заданиям 3 тура. С 23 марта во всех школах района начинаются весенние каникулы. Желаем хорошо отдохнуть, выслать работы 3 тура по физике до 1 апреля!
Мы решили, что результаты форума в Интернете будем подсчитывать до 10 апреля 2006 года. В некоторых школах до сих пор невозможно отправить сообщения через прокси-сервер Министерства образования. В таких случаях предлагаем вот следующее. Покупайте Интернет карту Таттелеком. Заранее через бесплатный сервер запишите необходимые вопросы. Затем открывая на "столе" страничку "Word" заранее запишите все ваши ответы. Далее воспльзуйтесь платной Интернет картой. Быстро откройте Интернет страницу. Войдите в Форум. Из страницы "Word" скопируйте необходимый ответ. Сварачивайте Word. Вставьте ответ из памяти компьютера в нужный раздел Форума. Так вы сэкономите свою Интернет карту и за минимальное время сможете отправить максимальное количество информацию.
Желаю успехов!
Выставлены результаты второго тура
(6марта 2006 года)
Результаты второго тура в Интернет выставлены 6 марта. Работы 3 тура прошу выслать до 1 апреля через доверенные лица. Некоторые работы приходят с большим опозданием. А некоторые работы иногда и вовсе теряются в дороге. Если возникнут недорозумения с результатами прошу позвонить мне по телефону 3-01-38.
Желаю успехов!
Быть ли порталу Baltasi.ru?
(10 февраля 2006 года)
Интернет это как темный лес. Если не знаешь точный адрес сайта необходимого материала, часами бесполезно потеряешься в Интернете. И даже можешь попасть в крючок. Да, через поисковые системы как Yandex, Rambler или другие можно найти необходимый сайт. В сайте abaga2004.narod.ru имеется раздел “Татар доньясы” (Татарский мир). Там имеются ссылки на сотни сайтов, не только на татарском языке, но и на русском. Скажем, через сайт национальной библиотеки РТ можно выбрать множество направлений: начиная от сайта президента Республики Татарстан до десятки казанских сайтов. Но пока в разделе “Татарский мир” сайта abaga2004.narod.ru нет ссылок сайтов Удмуртии, Ижевска, сайтов на удмуртском языке, сайты удмуртских песен и др. Вы найдите точные адреса таких интересных сайтов и пришлите в редакцию (Олимпиада Папоротника). Сделаем ссылки на все эти сайты. Тогда через наш сайт легко будет попасть в нужное вам направление.
Через портал Аktanish.ru можно познакомиться с состоянием сельского хозяйства, о спортивном, культурном достижении этого района. Там каждая школа имеет свой сайт. Деятельность каждого учителя, показатели механизаторов и животноводов тут навиду.
Информативная активность нефтяных районов не только от того, что они материально богаты. На первом плане желание, знание и повышенная интеллектуальность. В дальнейшем обязательно будет информационный портал и нашего района. Наши папоротники будут вносить свой вклад в этом направлении. Уже сегодня мы гордимся своими программистами как Амиль Нур, Ранил Шарифзянов, Ришат Гибадуллин, Алмаз Файзрахманов, Алмаз Назипов, Аюповы и др. Они в Интернете трудятся как пчелы.
Рузил Мухутдинов из Шушмабаша (Арский район) в Интернете открыл почтовый сервер XAT.ru, в котором электронные письма можно написать и отослать на татарском языке. В Интернете много почтовых серверов, но использующих татарских шрифтов пока единственный. Через этот сервер письма с татарскими шрифтами можно отслать в любой уголок мира. Правда, там, где принимают, в компьютере должны быть установлены татарские шрифты. Я знаю, что компьютершики редакции газеты “Азьлане” используют шрифты удмуртского языка. Но имеется ли сервер электронной почты, использующие удмуртские шрифты не знаю. Если нет, думаю что в дальнейшем кто то займется этим благородным делом. Пользование электронной почтой обходится сотни раз дешевле и быстрее, чем пользование обычными письмами.
Некоторые пожилые люди думают, что для пользования электронной почтой и для поиска нужной информации из Интернета мол нужно хорошо знать компьютер. Это вовсе не так. Поиск информации в Интернете нисколько не сложно чем поиск нужного материала из книг, из газет и журналов в библиотеке. Кто хоть один раз пользовался с Интернетом, всегда скажет, что это так.
Думаем, что в дальнейшем появится и сервер Baltasi.ru. Пока вы можете зайти в раздел “Балтасинский район” (“Балтач тобэге”) сайта abaga2004.narod.ru. Там вы можете попасть в сайты об 21 населенных пунктах и 23 учебных заведениях нашего района. Все материалы в этих сайтах на русском языке. Сайт папоротника открыл раздел “Поздравления”. Если вы пришлете свои поздравления близким по электронной почте, то ваши пожелания будут освещены в Интернете. Условия сможете прочитать в том разделе. Поздравления вывешиваются в Интернет бесплатно. Даже при оформлении фотографиями или цветами. Первое поздравление в Интернете напрвлено директору Средне-Кушкетской школы Ермакову И.В. в честь его 60 летнего юбилея.
Задания третьего тура
Физика. 8 (6-7) классы. “Путешествие на Луну”.
Допустим, вы полетели на Луну на экскурсию. Что вы там видели? Что слышали? Как ходили? Не придаваясь глубоко в фангтазию, основываясь на законы физики все ваши впечатления переведите в сочинение.
9 класс. “Черное Озеро и Карибское море”.
Когда-то в Соснинском поле было озеро. Там, где настоящее время находится Черное Озеро была гладкая земля. В одну ночь на это место упал “огромный огненный шар”. Появился кратер, котрый достиг подземные воды и возникло Черное Озеро. А озеро в Соснинском поле изчезло.
Когда-то полюс Земного шара было там, где сейчас Карибское море. Сюда тоже упал огненный шар. Но величина этого шара было тысячи раз больше, чем Балтасинский. Здесь таяли вечные льды и появилось огромное море. В легендах о Черном Озере и о Карибском море есть доля правды и что-то общее. Дайте характеристику этим местам и похожим таким местам. Объясните все это на основе законов физики и астрономии.
10 класс. “В низкотемпературной планете”.
Какие изменения в свойствах проявляют различные металлы, пластмассы, керамика, жидкости, газы и другие вещества при -200 градусов? Что в них изменяется при -250, -300 по Цельсию? В чем перспектива данных веществ при данных условиях? Объясните на основе законов химии и физики.
Задачи учащимся 11 классов
1) Имеются источник тока с напряжением 6 В, реостат с сопротивлением 30 Ом и две лампы с записью 3,5 В, 0,35 А и 2,5 В, 0,5 А. Как составить цепь, чтобы лампы работали в нормальном режиме.
2) Четыре лампы, расчитанные каждая на напряжение 3 В и силы тока 0,3 А следует соединить параллельно и подключить к напряжению 5,4 В. Какой резистор надо подключить к лампам, чтоб у ламп было нормальное напряжение? Как изменится накал остальных ламп, если одну из них выключить?
3) Чайник с водой поставлен на электроплитку с открытой спиралью. Вода в чайнике закипела и часть спирали облита водой. Как изменилось при этом нагревание остальной части спирали?
4) Кабель состоит из двух стальных жил, сечением каждой 0,6 кв мм и четырех медных жил сечением каждой 0,85 кв мм. На сколько уменьшится напряжение в кабеле в каждом километре, если сила тока составляет 0,1 А?
Информатика. Для учащихся всех классов “Форум в Папоротнике”.
Форум это — один вид взаимного общения. Каждый имеет право задать вопросы по интересующимся темам: физике, информатике, Интернету и олимпиаде папоротника. Можно зайти в любой раздел и можно задать любой вопрос и сколько угодно. Это твое дело. Нужно ответить и на вопросы. Разумеется на вопросы других. Если ответишь на вопросы учащихся других школ, ответ будет оцениваться выше. Вопросы и ответы должны быть краткими и ясными. Количество не ограничиваются. По актуальности вопросов задающий вопрос получает балловы. По точности ответов ставится балловы ответчику. Допустим, на вопрос учащегося 8 класса могут ответить старшеклассники. Может быть и наоборот. На вопрос одного ученика могут быть несколько отвечающих. Но при этом надо познакомиться с предыдущими ответами. Чтобы не было повторения предыдущих ответов. Кто задает вопрос или отвечает должен указать фамилию, имя, класс, школу и дату записи. Необходимо указать номер вопроса или ответа. Чтобы видно было, на какой вопрос ты ответил.
На форум зайти таким образом. Вначале откройте сайт abaga2004.narod.ru. Затем через первую страницу “Татар доньясы” пройдите в сайт abaga.h16 под названием сайт Раниля Шарифзянова. Там имеется страница “Форум”. Зайдите в любой раздел. Вопросы или ответы имеете право записать на русском языке.
Участие в форуме начинается уже сегодня. Не бойтесь, тренируйтесь. балловы участникам будут выставляться за участие в форуме за период 20 февраля — 20 марта. Хотя через портал министерства образования (бесплатный для школ) не отправляются электронные письма, вопросы и ответы форума через данный портал отправляются свободно. Для проверки, прошли ли ваши записи в Интернет, после отправки записи нажмите на клавиши Ctrl+R.
Сорок отпрвки ответов третьего тура до 20 марта.
На сколько смещена ось Земли?
(15 февраля 2006 года)
В настоящее время все смещено. В декабре 2004 года на берегах Тихого океана произошла сильное цунами. Причина — сильное землетресение под океаном. После цунами научные исследователи сделали выводы: «подземные пласты сильно смещены, смещен и центр тяжести Земли и даже ось Земли. Может из-за этого в последнее время наблюдаются резкие изменения в погодных условиях.
В нашей местности каков угол между географическим и магнитными меридианами? Можно ли определить «смещение» оси Земли по этим данным? Перед учащимися 10 класса была поставлена именно такая задача. Задача была непростая. И её решили только определенные десятиклассники: Фанис Галимуллин, Алися Курбангалиева, Марат Нурмиев, Илдар Шарифуллин (Бурбаш), Фаниль Фазульянов (Смаиль).
Это делается так. На земле установливаем вертикальную колышку и определяем направление тени в момент наименьшей длины тени колышки. Эта есть полуденная линия. Далее берем компас и определяем направление север-юг (магнитный меридиан). На земле вычерчиваем прямоугольный треугольник. Используем математику. Через тангенс вычислим угол между двумя меридианами. В результате для Балтасинского района получается в пределах 11 градусов. (рисунок 1а).
Фазулзянов Фанил из Смаиля использовал свой метод определения полуденной линии и истинного времени полдня. Он делал так. Забил колышку в землю. До обеда в любое время начертил тень колышки и сделал дугу окружности с радиусом длины тени. После обеда наблюдал момент пересечения тени колышки с этой дугой. Заметил и время пересечения. Нашел биссектрису угла двух теней колышки. (рисунок 1б). Это — полуденная линия. Измеренных из двух времен, находя середину, определил время полдня. Вот так, каждая задача может иметь несколько способов решения.
Теперь обратимся к астрономическим справочникам. В них говорится вот так: координаты южного магнитного полюса (недалеко от северного географического полюса) составляют: 76 градусов северной широты и 101 градусов западной долготы. Координаты северного магнитного полюса (недалеко от южного географического полюса) составляют: 66 градусов южной щироты и 140 градусов восточной долготы. Эти точки определяем на глобусе, делаем небольшие отверстия на глобусе, пропуская металлический провод создаем магнитную ось Земли. Опять обращаемся к астрономическому справочнику. Там указано: «Наибольший угол между географическим и магнитными меридианами Земли составляет 12 градусов». Представляем наш глобус прозрачным, и увидим, что земной географический меридиан, совпадающий проекциями магнитными и геогрфическими осями Земли составляет примерно 100 градусному меридиану на северном полушарии. Где угол между двумя меридианами нуль градусов. Это район города Красноярска. Интересно то, что географическая и магнитные оси Земли не пересекаются. Даже рассматривая их как скрещивающие прямые, они пересекаются не в центре Земли. Ясно то, что чтоб найти место на земле, где угол между меридианами максимально, надо перемещаться от Красноярска на запад или на восток на 90 градусов. На западе это примерно 10 градусный меридиан в зоне Германии. А Балтасинский меридиан 50 градусов находится почти на середине между красноярким и Германией. Значит, теоретически у нас угол между меридианами должно быть порядка 6 градусов. В расчетах учащихся он получился 11 градусов. Еще летом я сам таким же опытом получил было тоже самое 11 градусов. В прошлом году в печати писали, что отклонение оси Земли сотавило менее 1 градусов. Что это! Научные работники не хотели обеспокоить людей или наши данные несправедливы? Может имеются другие причины? Известно и то, что магнитные полюса Земли постоянно меняют свои координаты, впоследствии и меняются магнитная ось и магнитные меридианы. Поэтому нельзя дать однозначный ответ. Чтобы узнать действительное смещение оси Земли магнитный меридиан нужно сравнивать осью мира (направление Полярнрой звезды). Опыты нужно проделать не примитивными приемами, а точными астрономическими приборами.
Конечно, кто интересуется, опыты учащихся повторить не сложно. Даже опыты можно проделать не выходя из комнаты. Для этого на окно, смотрящее на юг наклеиваем вертикальную бумажную ленту длиной 50 см. Точно в полдень (в момент наименьшей длины тени) на столе вычерчиваем направление тени полоски. При вычерчивании направления показания компаса нужно соблюдать следующие правила: во-первых, вбизи компаса не должны быть металлические предметы (отопительные трубы, металлические части стола и т.д.). Во-вторых, опыт нужно проделать тогда, когда нет магнитных бурей на земле. В часы магнитных бурь обычно стрелка компаса возмущается (колеблется без остановки).
В задании учащимся было предложено определить время истинного полдня. Для Балтасинского района в зимнее время это приходит примерно 11 часов 48 минут. В астрономии есть понятие уравнение времени. По этой теории в каждой местности в течении года полдень смещается плюс-минут на 15 минут. Так как расстояние между западной и восточной границами района составляет 30 км, полдень восточной границы района на 2 минуты раньше, чем точки западной границы. Эта разница по угловой единице равна 30 минутам.
Учащимся было предложено определить высоту солнца в полдень. В день зимнего солнцестояния (22 декабря) у нас это около 10 градусов. В дни равноденствий (21 марта и 23 сентября) это составляет примерно 33 градуса. Когда дни удлиняются за каждые 4 дня высота солнца поднимается на 1 градус. Балтасинский район с севера на юг растилается порядка на 45 км. Поэму высота солнца в один и тот же день в Шуде и Атне на 0,5 градусов ниже, чем в деревнях южной границы района.
Ворота красивая и открытая, но не пропускает
Радуга действительно одно из чудес природы. Она видна летом после дождя, когда светит солнце. Капли дождя в воздухе выполняют роль призмы. Лучи белого света проходя через капельки преломляются, и как доказал Ньютон разлагаютяся на 7 видимые части спектра. Надо отметить и то, что радуга состоит кроме этих видимых частей, ещё и двух невидимых частей: инфракрасных и ультрафиолетовых излучений.
Дождевые капли, которые разлагают свет бывают сплошь и рядом, но радугу мы видим только на высоте 42 градусов. Только иногда увидим вторую на высоте 52 градуса. Вторая заметно слабее и расположение цветов там имеет обратный порядок. Дело в том, что возникновение радуги основано на законы преломления и разложение белого света на цвета на границе воздух-вода, вода-воздух и на законы полного отражения. При явлении полного отражения есть понятие угол полного отражения. Первая яркая радуга возникает при одноразовом отражении света внутри капельки воды, а вторичная радуга возникает тогда, когда лучи солнца дважды отражаются внутри капельки. ( рисунок 2а, 2б, 2в). Когда солнце бывает выше 42 градусов над горизонтом, радуги не видно.
Отвечая на этот вопрос, из девятиклассников набрали наибольшее количество балловов: Зиля Абдуллина, Фидиля Накипова (Салаусь), Иван Романов, Игорь Щербаков (Средний Кушкет). На втором месте: Рамиль Галимзянов, Алфиня Ахметова (Кня), Гњзель Валиуллина (Пижмара), Адиля Ахметханова, Миляушя Мифтахова, Алмаз Сабирзянов (Бурбаш), Булат Закиров (Нуринер), Юрий Чеботарев (Кугунур).
Суперзагадки! Кто быстрее?
Наибольшее количество ответов получили от восьмиклассников. Они прислали всего 400 суперзагадок. Жалко, что на страницах газеты или Интернета освещать всех невозможно. Почти все из них в рифмах. Многие загадки созданы учащимися творчески. Имеются много различных загадок, ответы которых одно и то же. Немало загадок, которые решаются легко. Достаточно и таких, котрые заставляют нас задуматься. Суперзагадки, ответы которых требуют размышления, получили наибольшие балловы. Некотрые загадки и вам предлагаем. «Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились», «На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка, эта стрелка наперед, нам погоду узнает» (Леонид Максимов, Ср. Кушкет). «Без ног бежит, без огня горит», «Буквы он собирает, нам кино показывает, рисует, говорит , поет, спрашиваешь — все знает» (Олег Николаев, Ср. Кушкет). «День и ночь стою на крыше, нет ушей, но я все слышу, в даль гляжу, хотя без глаз, на экране мой рассказ», «Сам металлический, мозг — электрический» (Татьяна Анисимова, Ср. Кушкет).
Вот эти авторы суперзагадок получили максимальные балловы: Илназ Миннемуллин, Рустем Хайруллин (Бурбаш), Татьяна Анисимова, Леонид Максимов, Олег Николаев (Средний Кушкет), Дилюс Низамиев (Кня).
Фотоальбом в Интернете.
В адрес «Цветка папоротника» поступило более 70 фотографий участников. Все они помешены в наш фотоальбом. Высокие балловы получили те, чьи фото ответили представленным требованиям. Они были такие: 1). Фото должно было в жанре портрета. 2). Объем не должен был превышать 20-25 кБ, 3).Фото должно было отправлено участником олимпиады из своей электронной почты. Отвечающие этим трем требованиям было немного.
Из 11 классников все задачи полностью решил Дмитрий Нарузов (Средний Кушкет) и получил 30 балловов. Далее Финзия Закирова (Бурбаш), Ринат Аухадиев (Смаиль) и Раниль Низамов (Алан). Задачи были взяты из книги «Задачи по физике и методы их решения» (В.А.Балаш, 1983 — 1.54, 2.45, 2.55, 7.14).Полные итоги смотрите на странице Итоги.
Веимание! Внимание! 30 декабря открыт фотоальбом участников олимпиады "Цветок Папоротника"
Последние вести: итоги первого тура выставлены в страницу итоги. Оценены работы 77 учащихся, поступившие работы до 25 декабря. Анализ работ и варианты ответов будут освещаться позже.
Папоротник распускает корни в Паутине
Последние новости
(15 декабря 2005г.)
Открылась гостевая. Зайдите и запишите свои предложения!
К 10 декабрю в адрес “Цветок папоротника” из 15 школ поступило более 60 фотографий и столько же ответов по физике. На фотографиях можно увидеть не только бывших активистов Папоротника, но и самых молодых, учащихся 6-7-8 классов, которые делают свои первые шаги в олимпиаде. Фотографии в дальнейшем будут расположены на страницах Интернета. Результаты первого тура будут освещаться на странице газеты.
В настоящее время в Интернете имеются три сайта Папоротника. Первый, который работает уже несколько лет. Второй, новый сайт, установлен в октябре по адресу www.abaga2004.narod.ru. По результатам статистики в ноябре этому сайту любители обратились более 300 раз. Пока действует ещё несколько страниц этого сайта. Сайт в стадии разработки. Многие ещё не знают адрес этого сайта. Добро пожаловать! В конце декабря в этом сайте займут страницы фотоальбома.
Специально для папоротников третий сайт создал Раниль Шарифзянов. Раниль в этом году окончил Нурминскую среднюю школу и продолжает учебу в Казанском химико-технологическом университете. Он еще в школе приобрел определенный опыт по созданию сайтов. Он же автор сайта Нурминсой школы — первого сайта в районе. Он занял первое место в конкурсе среди школьников по созданию сайтов. У него имеется личный сайт по адресу www.tatsoft.land.ru. Этот сайт хорошо известен среди сайтов на татарском языке.
Сайт Шарифзянова для папоротников по адресу www.abaga.h16.ru сделан компактным и приятным для работы. Для полной работы сайта необходимо чтобы учащиеся и учителя района побольше обратились к сайту. По поводу активизации работы олимпиады “Цветок Папоротника” у Раниля имеются свои предложения. Он передлагает открыть “Форум в Папоротнике” и “Он-лайневый конкурс”. Для более полного ознакомления этими идеями заходите в сайт Раниля по указанному адресу.
Для оказания помощи по созданию сайта “Олимпиады папортника” балтасинцев включился и Раил Гатауллин, начальник отдела информатизации Министерства образования и науки РТ. Он известен своим личным сайтом по адресу: www.minem.pochta.ru.
Не обязательно
ответить на все вопросы заданий. Сделайте столько, сколько сможете. Ответы
следует выслать до 1 февраля 2006г. в отдел образования или в редакцию газеты.
Адрес электронной почты папортника: abaga2004@yandex.ru или
abaga@pochta.ru
|