1а рәсем
1б рәсем
2а рәсем
2б рәсем
2в рәсем
|
Указания и предложения для подготовки к финальным соревнованиям
Финальные соревнования будут проводиться в два этапа. Каждый финалист заранее должен подготовить какой-нибудь опыт по физике. Опыт можно выбрать из учебника или из других пособий, каждый выбирает сам. Но опыт обязательно должен соответствовать учебной программе данного класса. Каждому финалисту дается 3 минуты, не более.
За это время выступающий должен показать опыт, если нужно рассказать по таблице или рисунку, объяснить опыт на основе законов физики. Содержание опыта заранее должен быть записан на компьютере и отпечатан на листе бумаги в формате А4. Если сделан рисунок опыта на “Paint”е, этот рисунок тоже должен помещаться на этом листе. (шрифт 12, поля 2см). Эта работа должна представиться и на дискете (электронный вариант). После эти работы будут выставлены в Интернет. Выполняется опыт каждым участником индивидуально и объясняет сам один. Но каждый, при необходимости, имеет право взять себе ассистентов-помощников (одного или двух) при проведении опыта.
Не советуем подготовить опыты по электростатике и опыты по замерзанию, которые могут вызвать неожиданности. Такие опыты могут получаться дома хорошо, но когда их выполняем в больших аудиториях, где влажность и температура гораздо выше, могут появиться сложности.
При выполнении опытов правила техники безопасности должны полностью выполняться. За безопасность отвечает учитель физики той школы, откуда выступает ученик. Не допускаются опасные опыты, связанные со взрывами, горением и т.д.
За выполнение, объяснение, за подготовку бумажного и электронного варианта выставляются максимум для 6-8 классов до 30 баллов, для 9-11 классов до 45 баллов. При оценке работ учитываются:
- соответствие опыта программе данного класса;
- постановка проблемного вопроса перед опытом или после опыта;
- занимательность опыта;
- умение и красота постановки опыта;
- правильное толкование опыта на основе законов физики;
- применение самодельных приборов на опыте;
- наличие плаката опыта;
- наличие бумажного и электронного варианта;
- уложение на время;
- другие качества опыта;
На второй этап пройдут 3 финалиста по каждому классу. При одинаковых баллов, может это число чуть больше. На втором этапе будут соревноваться по информатике. Заранее каждому классу подготавливаются билеты-вопросы. Вопросы заранее учащимся не сообщаются. Каждый получает по два вопроса и отвечает сразу. Время ответа не должен превышать 1-2 минут. За ответы выставляются баллы: для 6-8 классов до 15 баллов за каждый ответ, для 9-11 классов до 20 баллов за правильный и полный ответ.
И на первом, и на втором этапе, учащиеся 6-7 классов, вышедшие в финал, выполняют задания совместно 8 классниками. Среди 6-7 классов отдельных победителей не выводятся. Эти учащиеся опыты по физике должны выбрать из программы физики 7 класса.
Таким образом, по 8, 9, 10, 11 классам определяются победители (1-2-3 места). Далее определяются абсолютные победители.
Победителям будут вручаться призы по положению. Желаем успехов!
Задания третьего тура
Физика. 8 (6-7) классы. “Путешествие на Луну”.
Допустим, вы полетели на Луну на экскурсию. Что вы там видели? Что слышали? Как ходили? Не придаваясь глубоко в фангтазию, основываясь на законы физики все ваши впечатления переведите в сочинение.
9 класс. “Черное Озеро и Карибское море”.
Когда-то в Соснинском поле было озеро. Там, где настоящее время находится Черное Озеро была гладкая земля. В одну ночь на это место упал “огромный огненный шар”. Появился кратер, котрый достиг подземные воды и возникло Черное Озеро. А озеро в Соснинском поле изчезло.
Когда-то полюс Земного шара было там, где сейчас Карибское море. Сюда тоже упал огненный шар. Но величина этого шара было тысячи раз больше, чем Балтасинский. Здесь таяли вечные льды и появилось огромное море. В легендах о Черном Озере и о Карибском море есть доля правды и что-то общее. Дайте характеристику этим местам и похожим таким местам. Объясните все это на основе законов физики и астрономии.
10 класс. “В низкотемпературной планете”.
Какие изменения в свойствах проявляют различные металлы, пластмассы, керамика, жидкости, газы и другие вещества при -200 градусов? Что в них изменяется при -250, -300 по Цельсию? В чем перспектива данных веществ при данных условиях? Объясните на основе законов химии и физики.
Задачи учащимся 11 классов
1) Имеются источник тока с напряжением 6 В, реостат с сопротивлением 30 Ом и две лампы с записью 3,5 В, 0,35 А и 2,5 В, 0,5 А. Как составить цепь, чтобы лампы работали в нормальном режиме.
2) Четыре лампы, расчитанные каждая на напряжение 3 В и силы тока 0,3 А следует соединить параллельно и подключить к напряжению 5,4 В. Какой резистор надо подключить к лампам, чтоб у ламп было нормальное напряжение? Как изменится накал остальных ламп, если одну из них выключить?
3) Чайник с водой поставлен на электроплитку с открытой спиралью. Вода в чайнике закипела и часть спирали облита водой. Как изменилось при этом нагревание остальной части спирали?
4) Кабель состоит из двух стальных жил, сечением каждой 0,6 кв мм и четырех медных жил сечением каждой 0,85 кв мм. На сколько уменьшится напряжение в кабеле в каждом километре, если сила тока составляет 0,1 А?
Информатика. Для учащихся всех классов “Форум в Папоротнике”.
Форум это — один вид взаимного общения. Каждый имеет право задать вопросы по интересующимся темам: физике, информатике, Интернету и олимпиаде папоротника. Можно зайти в любой раздел и можно задать любой вопрос и сколько угодно. Это твое дело. Нужно ответить и на вопросы. Разумеется на вопросы других. Если ответишь на вопросы учащихся других школ, ответ будет оцениваться выше. Вопросы и ответы должны быть краткими и ясными. Количество не ограничиваются. По актуальности вопросов задающий вопрос получает баллы. По точности ответов ставится баллы ответчику. Допустим, на вопрос учащегося 8 класса могут ответить старшеклассники. Может быть и наоборот. На вопрос одного ученика могут быть несколько отвечающих. Но при этом надо познакомиться с предыдущими ответами. Чтобы не было повторения предыдущих ответов. Кто задает вопрос или отвечает должен указать фамилию, имя, класс, школу и дату записи. Необходимо указать номер вопроса или ответа. Чтобы видно было, на какой вопрос ты ответил.
На форум зайти таким образом. Вначале откройте сайт abaga2004.narod.ru. Затем через первую страницу “Татар доньясы” пройдите в сайт abaga.h16 под названием сайт Раниля Шарифзянова. Там имеется страница “Форум”. Зайдите в любой раздел. Вопросы или ответы имеете право записать на русском языке.
Участие в форуме начинается уже сегодня. Не бойтесь, тренируйтесь. Баллы участникам будут выставляться за участие в форуме за период 20 февраля — 20 марта. Хотя через портал министерства образования (бесплатный для школ) не отправляются электронные письма, вопросы и ответы форума через данный портал отправляются свободно. Для проверки, прошли ли ваши записи в Интернет, после отправки записи нажмите на клавиши Ctrl+R.
Сорок отпрвки ответов третьего тура до 20 марта.
Задания второго тура
Задания второго тура по информатике:
Для учащихся 8 классов (и тем кто участвовал в первом туре из 6-7 классов).
Сделать рисунок редактором Paint по темам “Наша деревня”, “Наша школа”, “Наш дом”. Рисунок отправить в электронном виде.
Для 9-10 классов. Используя программу “Живая геометрия” (можно и другими программами) сделать чертеж на компьютере. Учащиеся 9 классов должны сделать фронтальный вид и вид сверху какой-нибудь геометрической фигуры или детали. Десятиклассники должны сделать аксонометрию какой-нибудь геометрической фигуры или детали. На чертежах точки нужно обозначить буквами.
Одиннадцатиклассникам сделать презентацию по теме “Физические открытия”. Материалы нужно взять из электронной энциклопедии или из какой нибудь мультимедийной программы. Можно исчерпать также из Интерента. В презентации число кадров должно быть не более 15-20, а число открытий в пределах 4-5.
Задания второго тура по физике:
8 (6-7) классы. Соревнование занимательных опытов.
Сделать несколько взаимосвязанных занимательных опытов. Их объяснить на основе законов физики. Привести примеры применения на практике и их отражения в жизни.
9 класс. Физика в рисунках.
Из разных книг и журналов (но не из учебника) собирать рисунки отражающие явления природы, а также работу механизмов и машин. (взять ксерокопию, число рисунков не более 10-15). Эти рисунки объяснить на основе законов физики.
10 класс. Микроволновая печь.
Объяснить устройство и принцип работы печи на основе законов физики. Когда впервые были открыты такие печи, работащие на этом принципе. В каких производсвах и с какого времени они используются?
11 класс. Задачи для поступающих в ВУЗы
1. Полый шар, наружный объем которого V, плавает наполовину погруженный в воде. Плотность воды Po , плотность материала шара P. Найти объем полости шара Vп .
2. Какой угол с вертикалью составит нить на которой висит шарик массой m=25г, если поместить шарик в горизонтальное однородное электрическое поле с напряженностью Е=624 В/м, сообщив ему заряд Q=7 мкКл?
3. При коротком замыкании батареи возникает ток 15 А, а при подключении резистора сопротивлением R=17,4 Ом ток в цепи 0,5 А. Определите ЭДС батареи.
4. Световой луч падает на стеклянную плоскопараллельную пластину, толщина которой d=2 cм. Угол падения 45°, показатель преломления n=1,5. Вычислить смещение луча при его прохождении через пластину.
Не обязательно
ответить на все вопросы заданий. Сделайте столько, сколько сможете. Ответы
следует выслать до 1 февраля 2006г. в отдел образования или в редакцию газеты.
Адрес электронной почты папортника: abaga2004@yandex.ru или
abaga@pochta.ru
Новости “Папоротника”
Ровно 5 лет назад начальник районного отдела образования Вакиф Закиев и редактор газеты “Хезмэт” Нурулла Галиев дали разрешение провести олимпиаду “Цветок папоротника”. По итогам первого сезона победителям призы вручали “Балтасинская Сельхозтехника” (тогдашний директор Гильфан Ашрафзянов), газета “Хезмэт”, Отдел молодежи администрации района (тогда руководитель Рамиль Шакиров) и Герой Труда района Рим Зарипов (личные пожертвования). Далее деятельность олимпиады была одобрена администрацией района. Призы продолжали вручать редакция газеты и районный отдел образования.
В настоящее время первые призеры “Папортника” обучаются на 5 курсе Вузов. В течении пяти лет через школу “Папоротника” сотни учащихся. Деятельность работы олимпиады была одобрена Министерством образования РТ. Была выдана лицензия за продолжение работы. Работа “папоротников” была освещена в журнале “Магариф”, в газетах “Магърифат” и “Шахри Казан”. С помощью Соснинского парня Алмаза Файзрахманова “Папоротник” вышел в Интернет. Сайт “Папоротника” участвовал в конкурсе “Звезды Татнета”. Радио “Свобода” о деятельности олимпиады рассказал всему миру.
Открываем шестой сезон олимпиады. Учащихся 8, 9, 10, 11 классов приглашаем на конкурс, посвященный физике и информатике, связанный с другими естественными науками. На соревнование приглашаем всех желающих из всех школ района. Самые сильные будут известны в районе и Интернете. В конце учебного года победителей ждут призы.
Задания первого тура
Первое задание по информатике (учащимся всех классов одинаковы):
Прислать свое фото, снятое в жанре портрет. Фото вначале с нужно сканировать на сканере с разрешением не менее 300 точек на дюйм. Далее его нужно отработать с программой Photoshop, оставив в объеме не более 20-25 кБ в формате jpg прислать по электронной почте в адрес “Папопотника”. Так получите максимальный балл. Вместе с фотографией должны быть краткие сведения о себе. Если у Вас нет пакта Photoshop, тогда фото можете выслать без обработки. Если нет электронной почты, пришлите материалы в дискетах. Если в школе нет сканера, обращайтесь к соседним школам. В крайнем случае можно даже прислать фото в конверте. (8-9 классы).
Планируется в сайте “Папортника” в Интернете открытие фотоальбома, где будем размещать фотографии организаторов, учителей, учащихся, всех тех, кто каким-то образом связан с олимпиадой. Одновременно мы просим студентов прислать фотографии, кто в прежние годы участвовал в олимпиаде “Папоротника”. Вместе фотографией просим прислать краткие данные о себе. Материалы можно прислать по электронке, в дискетах или даже в конвертах.
Второе задание по физике:
8- класс. Суперзагадки.
С детства мы все любим разгадать загадки. А вот кто их составляет немного. Вам нужно самостоятельно создать загадки не простые, а современные, связанные с физикой-техникой. например загадка может быть про сотового телефона, про компьютера или про телевизора. Их не следует списать откуда нибудь, постараться придумать самим. Если они соответствуют стихотворном виде (в рифме) ещё лучше. Не забудьте прислать ответы своих загадок. Можете прислать пять-десять загадок, больше. Но их количество должно быть не более 20-25. Можете к загадкам добавить рисунки.
9- класс. Радуга.
Как возникает летом радуга на небосводе. Каких цветов можно увидеть там? А какие невидимые? Почему вы на небе видим только две радуги? Почему не больше? Каково расстояние (в градусах) между этими двумя радужными кривыми? Как это измеряется? Наблюдается ли радуга зимой? Как можно “увидеть” радугу на опыте в домашних условиях?
10-класс. Наши меридианы.
В солнечный день сделайте опыт. Определите угол между географическим и магнитными меридианами для своей местности. На ровной местности установите вертикальную колышку. Измеряя длину тени определите полдень в часах и минутах. (В нашем районе полдень в пределах между 12 часов 30 минут и 13 часов 10 минутами по летнему времени). Точно определив полуденную линию протяните шпагат. С помощью компаса определите магнитный меридиан. По этой линии тоже протяните шпагат. Место пересечения этих линий взяв за вершину треугольника создавайте прямоугольный треугольник. Гипотенузу этого треугольника сделайте 2 метра. Теперь используя правила геометрии вычисляйте требуемый угол. В каких местах (в географических долгот) этот угол равняется нулю? в каких местах этот угол имеет максимальное значение? Измерив самый короткий тень определите в градусах высоту кульминации солнца. Не забудьте указать дату проведения опыта.
Думаем, что учащимся 11 классов уже сегодня должны подготовиться вступительным экзаменам в вузы и экзаменам ЕГЭ. Потому для них предлагаем задачи по такой тематике.
1-задача. Лента перематывается с одной катушки на другую. Угловая скорость вращения мотка постоянна и равна ?, начальный радиус мотка R, толщина ленты h. Какова будет скорость подачи ленты спустя время t после начала вращения?
2-задача. На легкой нити, перекинутой через блок, подвешены два груза массами m и M. Предоставленные самим себе, грузы приходят в ускоренное движение. Зная, что на нить действует сила трения F определите ускорение и изменение импульса центра масс системы спустя время t после начала движения.
3-задача. Какой путь пройдет тело за первую секунду, если оно будет падать свободно с высоты 1000 км? Радиус Земли принять равным 6400 км.
4-задача. В сосуд, содержащий 200 г льда при температуре -15?С, влито 500 г воды, переохлажденной до температуры -15?С. Сколько получится льда и воды из такой смеси? Удельную теплоемкость воды и льда считать не зависящей от температуры.
Не обязательно ответить на все вопросы заданий. Сделайте столько, сколько сможете. Ответы следует выслать до 1 декабря в отдел образования или в редакцию газеты. Новый адрес электронной почты папортника: abaga2004@yandex.ru или abaga@pochta.ru
|